-
Общие положения
-
-
Настоящее положение регламентирует состав и структуру учебно-методических комплексов (далее – УМК) учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей (далее – УД, МДК, ПМ), требования к содержанию и оформлению в соответствии с ФГОС нового поколения
-
Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543); Рекомендациями по разработке рабочих программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования (Приложение № 2 к письму Управления учебных заведений среднего профессионального образования Минобразования России от 24.06.1997 № 12-52-91 ин/12-23), Разъяснениями по формированию примерных программ примерных программ учебных дисциплин НПО и СПО на основе ФГОС НПО и СПО (утверждены директором Департамента государственной политики и нормативно-правового
регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ И.М. Реморенко 27 августа 2009 г.), Разъяснениями по формированию примерных программ профессиональных модулей НПО и СПО на основе Федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО (утверждены директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ И.М. Реморенко 27 августа 2009г.), Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180).
-
УМК - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, дидактических средств обучения по конкретным УД, МДК и ПМ, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану, создаваемая в целях достижения требований федеральных государственных образовательных стандартов.
-
УМК являются основными информационными образовательными ресурсами при обучении, обеспечивающими эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом основной профессиональной образовательной программы.
-
УМК представляют собой совокупность учебно-методических материалов, определяющих содержание каждой УД, МДК, ПМ соответствующей основной профессиональной образовательной программы, а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся.
-
Каждый из разрабатываемых УМК включает в себя полную совокупность образовательных ресурсов, необходимых для самостоятельного изучения соответствующей УД/ПМ при консультационной поддержке образовательного учреждения, теоретические материалы, средства компьютерного моделирования и экспериментального исследования изучаемых объектов, включая средства обработки и отображения результатов моделирования и экспериментов, а также интерактивные учебные задания для тренинга и средства контроля знаний и умений.
-
Состав и структура УМК конкретной дисциплины формируются соответствующей цикловой комиссией образовательного учреждения и утверждаются учебно-методическим советом с учетом специфики дисциплин.
II. Задачи
2.1. Подготовка учебно-методического обеспечения УД/ПМ.
2.2. Систематизация содержания УД/ПМ с учетом достижений науки, техники и производства, требований работодателей.
2.3. Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, способствующими качественной подготовке специалистов.
2.4. Внедрение инновационных педагогических технологий и активных методов обучения в преподавании УД/ПМ согласно реализуемой технологии обучения на модульно-компетентностной основе.
2.5. Правильное планирование и организация самостоятельной работы обучающихся, контроля результатов их обучения.
2.6. Разработка фонда оценочных средств основных профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки.
2.7. Создание учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников, электронных учебно-методических пособий.
-
-
.Обеспечение возможности системного контроля качества учебного процесса.
-
Основные требования к составу УМК
3.1.УМК включает следующие блоки: нормативно- методические материалы, учебно-информационные, учебно-методические, в том числе, учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов, учебно-методические материалы по контролю, учебно-методический комплекс педагога.
3.1. Обязательными структурными элементами УМК согласно ФГОС -3 являются:
ФГОС СПО, ФГОС НПО;
Характеристика профессиональной деятельности выпускника;
аннотация дисциплины (предварительные сведения о ПМ / дисциплине);
Тематическое планирование УД, ПМ, календарно-тематический план;
Паспорт примерной программы УД, ПМ;
Структура и примерное содержание УД, ПМ;
Рабочая (модульная) программа УД, ПМ;
Условия реализации примерной программы УД, ПМ;
Учебно-информационные материалы УД/ПМ;
Учебно-методические материалы по дисциплине/ПМ (методические рекомендации и указания к различным видам самостоятельной деятельности обучающихся);
Комплекты контролирующих материалов для проведения промежуточного (рубежного) контроля, государственной (итоговой) аттестации;
Учебно-методические материалы педагога;
Учебно-методические материалы к выпускной квалификационной работе;
Перечень рекомендуемой литературы;
3.3. Нормативно-правовое обеспечение:
-
ФГОС СПО, ФГОС НПО;
-
Примерная программа дисциплины;
-
Рабочая (модульная) программа дисциплины;
-
Тематическое планирование УД/ПМ;
-
Календарно- тематический план УД/ПМ;
-
Нормативно-правовая документация по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии и гигиене;
-
Типовой перечень оборудования кабинетов, лабораторий.
3.4.Учебно-информационные материалы:
Учебники;
Учебные пособия;
Электронные ресурсы, интернет-ресурсы;
Литература, лекции, словари;
Аудио и видеозаписи и др.
3.5. Учебно-методические материалы по УД/ ПМ:
Список основной и вспомогательной литературы;
Учебник (и) (учебные пособия) или конспект лекций (в т.ч. в электронной версии);
Методические рекомендации по применению учебной литературы и рекомендации по самостоятельному изучению УД/ПМ;
Материалы по практическим и семинарским занятиям УД/ПМ;
Методические указания к практическим и семинарским заданиям;
Программы проведения практик;
Программы организации научно-исследовательской работы студентов;
Банк обучающих задач по видам занятий, в т.ч. с использованием компьютерно-информационных технологий;
Сценарии деловых игр;
Комплект индивидуальных заданий (рефератов, проектных заданий) к практическим (семинарским) занятиям;
Образцы студенческой продукции (конспект лекций, отчеты по лабораторным работам, практическим занятиям, образцы выпускных квалификационных работ, индивидуальных заданий, проектов, рефератов и т.п.).
3.6.Комплект материалов фонда оценочных средств (далее – ФОС). ФОС входит как составная часть в состав УМК УД, ПМ.
Контроль качества освоения ОПОП осуществляется в двух основных направлениях:
-
оценка уровня освоения УД;
-
оценка компетенций обучающихся по итогам формирования ПМ;
Оценка качества освоения ОПОП включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся:
- текущий контроль, осуществляется преподавателем в процессе изучения обучающимися учебного материала (входной контроль; контроль практических занятий, выполнения лабораторных, практических работ и т.п.);
- промежуточная аттестация, осуществляется аттестационной (экзаменационной) комиссией после изучения теоретического материала УД, ПМ, прохождения учебной (производственной) практики и т.п.;
- государственная (итоговая) аттестация, проводится государственной аттестационной комиссией.
ФОС по УД, ПМ используются при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
3.7.Индивидуальные методические разработки преподавателей:
Учебные пособия, методические рекомендации, планы и проекты открытых уроков, презентационные материалы и др.;
Новаторские разработки педагогов.
3.8.Методический комплект для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов (инструкции, памятки, рабочие тетради, методические рекомендации, указания);
3.9. Методический комплект:
Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных проектов согласно ФГОС -3;
Тематика выпускных квалификационных работ;
Перечень литературы, рекомендуемой к использованию при выполнении выпускных квалификационных работ;
Образцы КР и ВКР;
3.10.Программа ГИА (междисциплинарный экзамен, защита ВКР).
IV. Требования к разработке Учебно-методического комплекса на основе модульно-компетентностного подхода и ФГОС -3
4.1.УМК разрабатываются на модульно-компетентностной основе с учетом современного уровня развития педагогических технологий, перспектив развития сферы производства и запросов работодателей.
4.2.Формирование УМК УД и ПМ строится на принципе преемственности в преподавании, на основе учета предшествующего уровня образования и профессионального опыта обучающихся.
4.3. Приоритетным направлением в формировании УМК, является методическое обеспечение эффективной практической и самостоятельной работы (СР) обучающихся. УМК ориентирован, прежде всего, на овладение навыками проектной и исследовательской деятельности обучающихся, формирование общих и профессиональных компетенций студентов.
4.4. УМК УД и ПМ разрабатывается преподавателем учреждения, реализующего данные программы обучения. При этом структурные элементы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логическую последовательность в изложении учебного материала и использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволять обучающимся получать опыт профессиональной деятельности в образовательном процессе.
4.5. Конкретная структура УМК определяется спецификой УД и ПМ и зависит от дидактических целей и содержания УД, ПМ, материально-технического обеспечения учебного процесса, индивидуальных особенностей обучающихся.
|