1.1. Положение о формировании фонда оценочных средств для
проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации,
обучающихся в КГБОУ НПО «Профессиональное училище №78» составлено в
соответствии со следующими регламентирующими документами:
- Федеральным Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273;
- Типовым Положением об образовательном учреждении
среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)
(Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 543);
- федеральными государственными образовательными
стандартами среднего профессионального образования (начального
профессионального образования) (далее - ФГОС СПО/НПО).
- Федеральным законом № 307-ФЗ от 1
декабря 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права
участвовать в разработке и реализации государственной политики в области
профессионального образования».
1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки и
требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру
согласования, утверждения и хранения фонда оценочных средств (далее – ФОС) для
контроля сформированности знаний, умений, общих и профессиональных компетенций
обучающихся по учебным дисциплинам (далее – УД), профессиональным модулям
(далее – ПМ) основных профессиональных образовательных программ (далее – ОПОП),
реализуемых в КГБОУ СПО\НПО «ПУ №78».
1.3. ФОС является составной частью ОПОП по соответствующей
профессии НПО / специальности СПО.
1.4 ФОС
представляет собой перечень контрольно-измерительных материалов (КИМ),
контрольно-оценочных средств (КОС), типовых заданий для практических занятий,
лабораторных и контрольных работ, дифференцированных зачетов, зачетов и экзаменов;
тесты и компьютерные тестирующие программы, а также иные формы контроля,
позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.
1.5 ФОС по УД и ПМ используется при проведении
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (смотреть:«Положение
по текущему контролю знаний обучающихся КГБОУ НПО «ПУ№78.»; «Положение об организации промежуточной
аттестации обучающихся КГБОУ НПО «ПУ№78.»).
1.6 ФОС входит в состав учебно-методического комплекса УД и ПМ (далее
- УМК).
2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ ФОС
2.1 Целью создания ФОС
УД и ПМ является установление соответствия уровня подготовки
обучающегося на данном этапе обучения требованиям рабочей программы.
2.2 Задачи ФОС:
- контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний и умений, уровня
сформированности компетенций, определенных
в ФГОС СПО/НПО по соответствующей специальности/профессии;
- контроль и управление достижением целей
реализации ОПОП, определенных в виде набора общих и профессиональных
компетенций выпускников;
- оценка достижений студентов
в процессе изучения
УД и ПМ с выделением
положительных/отрицательных
результатов и планирование
предупреждающих/корректирующих мероприятий;
- обеспечение
соответствия результатов обучения
задачам будущей
профессиональной деятельности через
совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов
обучения в образовательный процесс.
2.3 ФОС должен формироваться на основе ключевых принципов
оценивания:
- валидности (объекты оценки
должны соответствовать поставленным целям обучения);
- надежности (использование
единообразных стандартов и
критериев для оценивания достижений);
- справедливости (разные обучающиеся
должны иметь равные
возможности добиться успеха);
- своевременности (поддержание развивающей
обратной связи);
- эффективности (соответствие результатов
деятельности поставленным задачам).
-объективности (получение объективных и достоверных
результатов при проведении контроля с различными целями).
3. РАЗРАБОТКА ФОС
3.1. ФОС разрабатываются по каждой профессии НПО /
специальности СПО, реализуемым в КГБОУ НПО «ПУ №78».
3.2. Общее руководство разработкой ФОС осуществляет
заместитель директора по учебной работе.
3.3. Ответственность за разработку комплектов КИМ и КОС по УД,
ПМ по профессии НПО / специальности СПО несет председатель цикловой комиссии.
3.4. Непосредственным исполнителем разработки фонда
оценочных средств по УД и ПМ является преподаватель, мастер производственного
обучения по соответствующей профессии/специальности. Комплект КИМ/КОС может разрабатываться коллективом авторов по
поручению председателя цикловой комиссии.
3.5. При составлении, согласовании и утверждении ФОС должно
быть обеспечено его соответствие:
- Федеральному государственному образовательному стандарту
НПО / СПО по соответствующему направлению подготовки (профессии/специальности);
- основной профессиональной образовательной программе (ОПОП)
и учебному плану соответствующей профессии НПО/специальности СПО;
- рабочей программе УД, ПМ, реализуемым в соответствии с
ФГОС НПО и ФГОС СПО;
- образовательным технологиям, используемым в преподавании
данной учебной дисциплины, профессионального модуля.
3.6. Работы, связанные с разработкой ФОС, вносятся в
индивидуальные планы методической работы преподавателей, мастеров
производственного обучения.
4.1. Оценка качества подготовки обучающихся и
студентов осуществляется в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплин
и оценка компетенций обучающихся. Исходя из этого, ФОС делится на
контрольно-измерительные материалы (КИМ) для оценивания знаний, умений и
контрольно-оценочные средства (КОС) для оценивания степени сформированности компетенций.
Характеристики
|
КИМ
|
КОС
|
Объект
измерения
|
Знания,
умения
|
Компетенции
|
Достижения
обучающихся и студентов
|
|
Дают
качественную оценку
|
Форма
оценивания
|
Оценивают в
баллах
(пятибалльная
система)
|
Зачет -
незачет
|
Вид
контроля по этапам обучения
|
Входной,
текущий, промежуточная аттестация по учебной дисциплине (УД), междисциплинарному
курсу (МДК)
|
Аттестация по
профессиональному модулю.
Экзамен
квалификационный
|
Функции
|
Мотивация,
корректировка, стимулирование, оценка, контроль
|
Контроль
и оценка
|
Разработка/
утверждение
|
Преподаватель
Заместитель директора
по УР
|
Цикловая комиссия/заместитель
директора/
работодатель
|
Формы,
методы контроля
|
Заполнение
раздела рабочей программы дисциплины
|
Заполнение
раздела рабочей программы
профессионального модуля (ПМ)
|
4.1.
В ФОС входят материалы текущего
контроля знаний, комплекты контрольно-измерительных материалов (КИМ) по каждой
УД/МДК для проведения промежуточной аттестации и комплекты контрольно-оценочных
средств (КОС) по ПМ (смотреть:«Макет
контрольно-измерительных материалов промежуточной
аттестации»; «Положение о комплекте контрольно-оценочных средств по
профессиональному модулю»).
4.2. Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ОПОП
СПО и ОПОП НПО, должны быть разработаны для оценки уровня освоения дисциплин, качества формирования компетенций и являться действенным
средством не только оценки, но и обучения.
4.3. Структурными элементами фонда оценочных средств являются:
а) паспорт фонда
оценочных средств;
б) комплект
тестовых заданий, разработанный по соответствующей УД/МДК;
в)
комплект других оценочных материалов (типовых задач (заданий), нестандартных
задач (заданий), наборов проблемных ситуаций, соответствующих будущей
профессиональной деятельности, сценариев деловых игр и т.п.), предназначенных
для оценивания уровня сформированных компетенций на определенных этапах
обучения.
4.4.
Стандартизированные задания тестовой формы оформляются с учётом следующих
требований:
а) текстовый
редактор MS Word,
б) текст
файла с набором заданий по теме должен иметь специальную разметку, в которой
различаются: текст задания, верный ответ;
в) в комплекте тестовых
заданий желательно использовать все формы тестовых заданий, а именно:
выбор одного варианта ответа из предложенного
множества, выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного
множества, задания на установление соответствия, задание на установление правильной последовательности,
задание на заполнение пропущенного ключевого слова
(открытая форма задания), графическая форма тестового задания;
г) на
каждый проверяемый учебный элемент по теме должно быть не менее одного
тестового задания.
4.5. Если одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями
к ее содержанию преподается на различных профессиях, специальностях, то по ней
создается единый комплект контрольно-оценочных средств.
5. ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРТИЗЫ И СОГЛАСОВАНИЯ
ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1.Комплекты контрольно-измерительных материалов по УД/МДК
не проходят экспертизу работодателей.
5.2. Комплект контрольно-оценочных средств по ПМ, контрольно-измерительных
материалов по УД/МДК рассматривается на заседании цикловой комиссии. Решение о
включении комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине,
профессиональному модулю в ФОС принимается на заседании методического совета ОУ
после рассмотрения на заседании ЦК(МК) и оформляется протоколом заседания МС.
5.3 Комплект контрольно-оценочных средств по ПМ, комплект
контрольно-измерительных материалов по УД/МДК утверждается заместителем директора
по учебной работе.
5.4. Решение об изменении, аннулировании, включении новых
оценочных средств в ФОС принимается на заседании цикловой комиссии,
отражается в листе регистрации изменений (приложение 2) в комплекте КИМ/КОС и оформляется протоколом
заседания ЦК.
6.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗРАБОТКУ И ХРАНЕНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
6.1. Печатный экземпляр комплекта КИМ/КОС по УД ПМ входит в
состав комплекта документов ОПОП. Он также хранится в составе
учебно-методических комплексов по УД и ПМ в кабинете преподавателя.
6.2. Электронный вариант ФОС предоставляется разработчиком в
методическую службу и хранится в электронной базе данных методического
кабинета.
6.5.
Типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ,
тренажерные тесты и другие образцы заданий должны размещаться на сайте ОУ в
составе ОПОП.
|